Электролиз, ржавчина в бензобаке или практический курс неорганической химии

 
 

Электролиз, ржавчина в бензобаке или практический курс неорганической химии

Применение электролиза в случае очистки бензобака мотоцикла от ржавчины



 

Перед началом сезона отправил я свой мото в мастерскую на оздоровиться. После некоторого времени пребывания на курорте звонок от глав-врача. Все почти готово... но осмотр карбюраторов показал, что бензобак закакан конкретно. Так как в том санатории не специализировались в чистке этого органа, посему он был изъят для чистки.

Перед тем как приступить, была произведен внешний осмотр и веб-камеро-скопия.

В общем есть над чем поработать. Пошерстив по интернету нарыл несколько вариантов традиционного и нетрадиционного лечения этого органа. Решено было применить метод электро-клизмы или по-научному - электролиза. К стати говоря данная процедура может быть применена к очистке металлических предметов произвольной формы и размера (в пределах разумного).
www.instructables.com

 

Суть метода достаточно незатейлива: заливаем в бак электролит, погружаем в него электрод-доног так чтобы не было короткого замыкания с корпусом бака (электрод во время всего процесса будет интенсивно коррозировать, как что не расчитывайте на его сохранность). Подключаем к корпусу МИНУС (это по-научному будет называться КАТОД), а к электроду - ПЛЮС (АНОД). Главное не перепутать полярность, если не хотите закоррозировать бак в хлам. Подключив постоянный ток наблюдаем газообразование. На катоде у нас выделяется водород а на аноде - кислород (отсюда и интенсивное окисление-коррозия электрода). Оздоровительный эффект происходит за счет водорода, во-первых он действует как пескоструй изнутри и снимает мягкую ржавчину даже там куда пескострую и добраться не снилось, во-вторых за счет водорода происходит восстановление металла из его оксида (оксид железа - ржавчина), восстановление проиходит лучше если присутствует нагревание. Таков принцип лечения.

 

ВНИМАНИЕ!

Смесь водорода и кислорода взрывоопасна и называется "гремучим газом" (вроде как водородная бомба действует по этому принципу*), при взрыве образуется водяной пар и вакуум, короче все оч экологически чистенько. Поэтому в операционной не курить и проветривать, чтобы газ не концентрировался.

*как позже выяснилось, водородная бомба с гремучим газом ничего общего не имеет. Это скорее как вакуумная бомба в миниатюре

 

ВНИМАНИЕ №2
Не использовать в качестве электрода нержавеющую стать, т.к. при электролизе выделяеся побочное соединение - шестивалентный хром, очень нездоровая вещь, токсичная, канцероген.








В качестве электролита рекомендуют мягкий раствор щелочи (например карбоната натрия, так же известрый как стиральная сода). Найти карбонат натрия сходу не получилось, да и нужды не было, т.к. его можно получить из бикарбоната натрия (в быту - пищевая сода) посдедсвом нагревания порошка пищевой соды до 150+ градусов. При этой процедуре бикарбонат натрия распадается карбонат натрия, углекислый газ и воду(пар). В общем кладем нужное количество пищевой соды в духовку, делаем ей тепленько и через некотрое время (например 40 мин) получаем стиральную соду. Водяной расствор этой соды на ощупь мылковатый, пальцы скользят друг о друга как намыленные. Рекомендуют пропорцию 1 ст. ложка соды на галлон воды, можно больше, можно меньше(не переводил в разные еденицы). это порядка 5-6 ложек для моего 17л бензобака. Делаю концентрат этого расствора в банке, слежу за тем чтобы сода полностью расстворилась. Потом залив этот расствор в бак буду его разбавлять простой водой из крана. В качестве электрода рекомендуют использовать например араматуру из черного метала. На ближайшем пустыре нашел толстую проволоку, такую, какую строители любят использовать в качестве упаковочной бечевки, скрутки там всякие делать.

Электрод надо помещать в бак так, чтобы не было короткого замыкания с корпусом бака. Равномерное удаление от поверхностей особой роли не играет. Достиглось это посредством изоленты и кусков принесенной в жертву пластиковой игрушки (когда в доме ребенок, этого добра разве что только на потолке не найти). В некоторых источниках упоминалось, что желательно, чтобы очищаемая поверхность и электрод были в зоне прямой видимости (line of sight). В общем устанавливаем всю конструкцию, заливаем воду по самое горло, подключаем конкакты соблюдая полярность, подаем ток, наблюдаем шипучку. В качестве источника энергии использовалась зарядка аккумулятора. Наверное даже и зарядка для ноута подойдет, ноут при этом лучше отключить т.к. в горловину не пролезет :). Напряжение особой роли не играет (в пределах разумного, мы же не хотим из бака сделать электрокипятильник), в процессе основную роль играет сила тока. Практика показала, что когда процесс запущен и химия внутри стабилизировалась, сопротивление электролита составляет порядка 10 Ом, значит при 15 В мы получаем 1.5 А.  Цифры могут варьировать в зависимости концентрата электролита и других факторов. Со временем сопротивление всей системы возрастает а ток падает (на аноде появляются коралловидные образования, которые препятствуют переносу заряда). Периодически можно отключать систему и вынимать анод для очистки. После этого пузырение некоторое время идет живее, пока снова всякое не поналипало. На поверхность же всплывает грязно-рыжего оттенка жижа. В общем полюбовавшись на процесс и пару раз почистив электрод оставил систему на ночь с 1.5А. Все то газообразование не проходит бесследно - воды очень постепенно становиться меньше (уходит в виде водорода и кислорода).

 В общем когда любопытство превозмогло терпение - вода была слита. Грязнючая блин. Несколько раз полощим бак водой, при этом выходит черного цвета песок. Предположительно это восстановленное от водорода железо, так как к магниту прилипало, а потом собранное на влажной бумажке начало рыжеть. Глазу предстала поверхность бака в черноватом налете, то же железо но которое не отпескоструилось водородными пузырьками. Если на этом остановиться, то достаточно быстро все покроется рыжим налетом.

 

На помощь к нам приходит ортофосфорная кислота. Обычно она является основным реагентом во всяких преобразователях ржавчины. Еще ею пользуются как флюсом для пайки. А еще ею пользуются стоматологи для размягчения зубной эмали. О-о-о, и еще она встречается в Кока-коле etc(почитайте этикетку), наверное чтобы ржавчину с желудка снимать, или с зубов вместе с зубами. Для своих целей я воспользовался средством под названием "Авторасстовритель ржавчины", по крайней мере на упаковке четко было написано что средство на основе ортофосфорной кислоты.  В общем залил в бак бутылку этого средства (~0.5л), яросно взболтал, дал постоять, потом еще поболтал, в общем через минут 20 это дело сливать. Несколько раз тщательно сполоснул бак с водой, чтобы вымыть кислоту. Хоть она и не концентрированная, но все равно долго ей жрать метал лучше не давать. После этой процедуры внутренняя поверхность выглядела аллюминиево серго цвета.

 

Цвет этот от тонкого слоя фосфата железа, образовавшегося на проверхности. Этот слой в некоторой мере защищает от дальнейшей коррозии, ну или по крайней мере замедляет ее. После этого бак можно устанавливать, заливать горючку и вперед. Ну или просушить с феном и щедро забрызгать WD-40, что я и сделал для некоторой консервации до того как орган будет окончательно установлен на мото.

 

Вот такой вот прикладной курс неорганической химии.

 

update 05.09.2016: наткунлся на весьма познавательную статью[www.metaldetectingworld.com]

 

Мне в свою очередь было бы интересно узнать, кому сей опус оказался полезным. Вы можете оставить свои комментарии ниже.



Обновлен 05 сен 2016. Создан 12 сен 2011



  Комментарии       
Всего 24, последний 1 год назад
Nils 09 мар 2011 ответить
читал и вспоминал роман "таинственный остров".
даже, если бы ничего не вышло, я бы всё равно сказал, что идея и её реализация очень впечатляет!
Nils 09 мар 2011 ответить
внешне, похоже на тефлоновое покрытие)
Александр 19 июл 2011 ответить
отличная статья, будем чем занятся зимой)
zodchiy.dir 24 янв 2012 ответить
Спасибо позновательно!!
--- 23 фев 2012 ответить
Надо будет попробовать. А то я уже замучался полоскать бак со шрапнелью.
712 11 мая 2012 ответить
завтра собираюсь проделать процедуру по инструкции автора с пятилитровым баком от дио 28, как все пройдет, отпишусь))
712 14 мая 2012 ответить
все получилось отменно, после электролиза бак стал серого цвета, вот только с преобразователем ржавчины ничего толком не вышло. залил ортофосфорную кислоту с цинком кстати. оставлял бак на полчасика в разных положениях, все выглядело прекрасно, места, куда не добрался электролит (конструкция бака не позволила) засияли чистым металлом, но.. на следующее утро бак снова порыжел. конечно, столько ржавчины, сколько я вымыл с помощью электролита и преобразователя появится еще очень не скоро, но все равно обидно.
Автору, в любом случае, спасибо, опыт очень интересный)
p.s. возможно, для лучшей реакции ортофосфорной кислоты и железа, проводить ее необходимо при температуре 60 градусов по Цельсию.
   
buccaneer 14 мая 2012 ответить
Спасибо, что отписались по результату своего эксперимента. По поводу ортофосфорной кислоты, вернее, почему у Вас такой результат - ничего сказать не могу. У меня примерно такокой же опыт был, когда я в первый раз гасил кислоту слитым электролитом (раствор щелочи). Наутро поверхность порыжела. По второму заходу я сразу же слил электролит, обработал преобразователем, прополоскал простой водой, просушил феном и запшикал все WD40 (такая своего рода консервация)
   
Andrew release 27 дек 2013 ответить
Всем внимание! Чтобы бак не порыжел после всей процедуры, щедро заложить в бак вэдэшкой! Она выталкивает воду! Даже после просушки феном в баке остается вода, и она преобразуется в пар, поэтому на утро можно обнаружить бак рыжего цвета. Не жалейте, купите 500мл баллон вэдешки, и хотя бы половину залейте, если уж совсем жлоба замучает. Прополощите и слейте. Бак хоть защищен будет. Пусть она попадет в бензин, хуже мотику от этого не будет.
alex198213 20 мая 2012 ответить
Для фиксации цинкового слоя надо обработать кипятком.
Как это выполнить с бензобаком не представляю,
но водолазные ножи после обработки преобразователем с цинком
только после кипячения цинк сохраняется в морской воде,
без кипячения исчезает после первого погружения.
   
clutch 06 июн 2012 ответить
Не уверен... в данном случае средой будет бензин а не морская вода.
Ничего кипятить не надо, есть преобразователь ржавчины с полимером, который не даст поверхности покрыться налетом ржи снова. Бак и правда лучше сразу просушить феном.
MorfSD 30 июн 2012 ответить
у меня знакомые мотоциклисты цинкарем бак от ржавки избавляли.
oloncev8 06 июл 2012 ответить
Воспользавался вашим способом. Жаль недодумался сразу фото сделати. Бак у меня простоял год во влажном помешении, лахмотья мм5. гоняю его уже 3 суток, процесс идет. меняю электролит каждый день и чищу электрод, еще при замене пока сода готовится танцую с гайками и песком.
cherepanofsv 09 мар 2013 ответить
День добрый. А что вы думаете о том что около горловины в баке скапливается водород и кислород? Они ж вытесняют раствор и в верхней части бака электролиз не идет, а чего еще хуже от кислорода коррозия пойдет.
--- 31 мар 2013 ответить
спасобо огромное за статью
a49s 16 фев 2014 ответить
стиральная сода-калька с английского, по русски это кальцинированная, купить-нет проблем.
Сода, техническое название натриевых солей угольной кислоты H2CO3. Различают С. кальцинированную — Na2CO3 (карбонат натрия, безводный углекислый натрий), питьевую — NaHCO3 (гидрокарбонат натрия, двууглекислый натрий) и кристаллическую — Na2CO3×10 H2O, Na2CO3 ×7H2O, Na2CO3×H2O. Каустической С. в технике и быту называют едкий натр NaOH — натрия гидроокись.
shejnik 26 фев 2014 ответить
Обращение к автору. Александр,после обработки электролизом,как вы говорите "Глазу предстала поверхность бака в черноватом налете, то же железо но которое не отпескоструилось водородными пузырьками. Если на этом остановиться, то достаточно быстро все покроется рыжим налетом." На ЧЕРНОВАТЫЙ налет,нормально ляжет эпоксидная смола,само-собой предварительно промыв бак бензином. Так же вы говорите что после офтофосфорной тоже налет.
Хочу почистить бак электролизом и сразу же залить эпоксидкой. НЕ будет ли такого,что эпоксидка на отчищенный метал плохо ляжет?

ЗА статью Спасибо!!
   
Rafaely23 12 апр 2014 ответить
Я тоже хoчу замутить с эпоксидкой. Но до этого я хотел вот по этому способу http://www.honda-bros.ru/forum/index.php?show
topic=1919
сейчас задумался...
BomberNS 22 апр 2014 ответить
А чем заткнуть отверстие краника и датчика уровня топлива, чтобы не вытекал электролит? Дайте идею или подскажите, как делали вы. Буду очень признателен.
   
--- 21 авг 2015 ответить
Скотчем замотай
vadimator 25 мар 2015 ответить
поставил бак на зарядку,после хочу залить эпоксидкой или если можно жидким стеклом.
какая именно эпоксидка не боиться бензина?
и боиться ли его жидкое стекло?
поделитьсь пожалуйста у каго был опыт!
Дима 02 сен 2015 ответить
Вот тут тоже вроде нормально разные способы описаны http://classicautoclub.ru/manual/rust
sergey.belov 07 мая 2016 ответить
Добрый день. Крайне важно, чтобы вы расписали химическую формулу образования шестивалентного хрома. Потому что я уже 5-й день изучаю электролиз с использованием кальцинированной соды - и химические формулы не позволяют мне выйти на ядовитый газ. Скорее, угольная кислота и едкий натр испаряются в воздух, захватываясь пузырьками кисло-водорода. Ответьте мне обязательно. Этот вопрос надо добить.
   
buccaneer 05 сен 2016 ответить
Здравствуйте
Увы, в химии мои познания достаточно ограничены. Статья писалась по следам моего эксперимента, следуя инструкциям с www.instructables.com (ссылка на статью под фотками с рубанком)
Там комментариях предупреждают от такой опасности, если в качестве анода использовать нержавейку. Так же в комментах есть ссылка на крайне(имхо must read) познавательную статью
http://www.metaldetectingworld.com/electrolys
is_rust_removal.shtml
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником